Масаи (Танзания)
Старенький микроавтобус привез группу богатых белых людей к границе между Кенией и Танзанией. Здесь место шумное и людное. Колоритный базар прямо у обочины, яркие одежды жителей, велосипеды с привязанными к багажникам ящиками, тачки, нагруженные домашней птицей, пыль столбом, гомон сотен голосов. Автобус тут же обступили несколько пестрых женщин – это масаи. Женщины стали протягивать бусы и браслеты в окна и кричать что-то визгливыми голосами на пронзительном масайском диалекте. Богатые мзунгу – живая кормушка для тысяч людей в северной Танзании. Местные жители давно привыкли к тому, что растениеводство, домашнее хозяйство и даже охота приносят гораздо меньший доход, чем эти безмозглые белые люди. Покажи им слона – они и рады, еще и заплатят. Подари львиный клык или яркие бусики – так эти глупые подобия людей дадут столько денег, что хватит на то, чтобы прокормить семью в течение недели!
Женщины были одеты очень ярко: на плечах – подобие тоги из красной, синей или фиолетовой ткани в клеточку или полоску. Бритые черные головы из окна автобуса походили на гладкие мячики, на плечах у женщин — по десятку бус, на руках – по два десятка браслетов. Мочки ушей у некоторых оттянуты до самых плеч – страшное зрелище, которое у масаев считается эталоном красоты. Прокалывают уши в этом племени всем детям в возрасте 7-8 лет. С трех лет юный масай уже пасет коров и коз, а чуть позже проходит процедуру обрезания, причем мальчик выдержать ее обязан без единого крика. Традиции этого одного из самых известных африканских племен до сих пор вызывают споры и притягивают ученых.
Масаи – полукочевой народ, живущий на юге Кении и на севере Танзании. Переписи населения в этих глухих районах проводить бесполезно: масаи, как и многие другие традиционные африканские племена, бюрократических нововведений сторонятся. Точная численность племени неизвестна, однако по некоторым данным масаи насчитывают примерно 900 000 человек.
Согласно исследованиям, масаи мигрировали в эти земли в начале XVII века из южного Египта. Имея репутацию самого известного племени восточной Африки, им нелегко бороться против наступления цивилизации. Ещё в XIX веке масаи полностью контролировали саванны и с трудом соглашались на компромиссы с европейцами. Это довольно воинственное племя, живущее охотой и скотоводством, всегда умело за себя постоять. Однако за последнюю сотню лет масаям пришлось потесниться. Европейцы захватили их исконные земли, расширили национальные парки и запретили убивать животных. Еще одна напасть для масаев, как, впрочем, и других местных жителей: распространение мухи цеце, опасного переносчика сонной болезни. Ее эпидемия, как чума в средние века, подкосила племя и привела к значительному его ослаблению. Масаям пришлось смериться с тем, что у них отобрали территории и научиться выживать другими способами. Такой способ вскоре нашелся.
Десятки крупных телеканалов, сотни журналов и ученые со всего мира, изучая и описывая быт масаев, так «раскрутили» племя, что туристы повалили в гости тысячами. Масаи быстро научились этим пользоваться, многие стали исполнять целые театрализованные спектакли для гостей, некоторые занялись производством и продажей незамысловатых украшений. Другие просто-напросто научились жалостливо клянчить деньги. Пока наш автобус пересекал бескрайние саванны северной Танзании, туристы успели привыкнуть к маленьким пастухам с протянутой рукой на обочине. Стоило лишь немного притормозить, как дети бросали свои вялые стада и гурьбой бросались к окнам автобуса: авось чего дадут? Впрочем, даже если автобус наш мчался, не снижая скорости, мы все равно успевали заметить, как ребенок сначала приветливо машет нам рукой, а потом эту же руку протягивает ладошкой кверху!
Из национальных парков масаев тоже заставили уйти. Исключение для этого племени сделали лишь в одном месте: у подножья кратера Нгоронгоро масаи до сих пор живут, пасут свой скот и «стригут» туристов, приехавших на сафари. Масаев посчитали частью того естественного природного и исторического наследия кальдеры, а потому выделили Нгоронгоро из состава национального парка Серенгети и дали ему статус особой резервации.
В Нгоронгоро наш бывалый Лендровер притормозил на вершине живописного холма: у подножья его живописно раскинулась небольшая масайская деревушка. К нам тут же подбежали предприимчивые масайки. Наглые и яркие как попугаи, масайские женщины здесь похожи скорее на театральных актрис, разукрашенных специально для туристов. Вообще-то так и есть. Попытка сфотографировать яркую масайку обернется мучительной сценой с заламыванием рук и визгливым щебетанием на мелодичном языке – дай денег! Дело в том, что масаи верят в то, что фотография отнимает их душу, однако душа, по-видимому, обязательно вернется, если фотограф заплатит. Причем фраза «у меня нет денег» не спасет: состроив удивленную и невинную физиономию, масай предложит тебе поменять на симпатичные бусики из бисера твои, например, ни менее симпатичные часики от «Армани». На третий день пребывания в Танзании любой турист выучит главное африканское правило: на масая нужно обращать ровно столько внимания, сколько ты обращаешь на приставучего торговца на переполненном и суетливом Петровско-Разумовском рынке в Москве. Иначе тебя не отпустят.
Еще одна необычная причуда масаев – их традиции относительно домашнего скота. Одно из священных масайских верований говорит, что бог дождя Нгаи дал весь скот мира народу масаев, и поэтому все, кто также владеет скотом, должны были когда-то украсть его у масаев. Следовательно, украсть корову или козу у другого племени для масаев – не преступление, ибо все коровы мира принадлежат масаям! Эта святая уверенность не раз приводила к серьёзным конфликтам с другими племенами, когда масаи пытались вернуть «свою законную собственность».
Основное питание масаев – коровье молоко и кровь. Мясо едят в редких торжественных случаях. А для того, чтобы поесть, но оставить корову живой, существует древний и довольно жестокий способ: сонная артерия коровы протыкается, из раны можно напиться крови. После обеда рана замазывается свежим навозом. Через некоторое время корову можно будет «попить» снова.
Кстати, даже в строительстве жилья косвенно участвует корова, а точнее, ее навоз. Хижины для жилья строят в основном женщины: каркас состоит из веток, сверху ветки обмазываются навозом. Масса засыхает и застывает: хижина готова! Домики получаются круглыми, окон в них нет. В одной масайской деревне обычно пять-семь таких круглых коричневых домиков, окруженных забором из веток или колючих кустарников для защиты от опасных животных. Такие деревушки можно встретить повсюду, по обочинам дорог в северной Танзании.
В масайских семьях царит патриархат и полигамия. Мужчина имеет право иметь столько жен, сколько пожелает. Чем больше жен – тем богаче семья, так как именно жены обеспечивают семью жильем, обедом, пасут скот и растят детей. Мужчина-масай по традиции воин и обязан защищать свое жилище. А потому в мирное время он барственно прогуливается вокруг работающих женщин, в долгих неторопливых беседах с другими соплеменниками-мужчинами обсуждает трудные вопросы о судьбах племени и будущем семьи. Истинный альфа-самец, обернутый в красное клетчатое покрывало, никогда не возьмет в руки рабочий инструмент!
Однако для того, чтобы дорасти до такого привилегированного статуса, нужно немало постараться. Раньше юноша-масай должен был убить льва, чтобы иметь право назваться мужчиной. Еще один способ доказать свою самостоятельность и подтвердить право войти во взрослую жизнь – построить деревню вместе с другими молодыми мужчинами. Через несколько лет жизни в такой деревне мальчики признаются мужчинами. До этого момента юноше категорически запрещалось жениться. Вообще, традиции, связанные с четким разделение возрастных категорий у масаев очень развиты. Становясь ещё старше, члены возрастной категории (поколения) берут на себя управление племенем, а старейшая возрастная категория снимает с себя власть и выполняет другие функции.
Конечно, сейчас старинные традиции соблюдаются лишь в отдаленных деревнях. Львов убивать масаям запретили, сократили территории обитания и научили жить цивилизованно. Такие меры сильно изменили одно из самых ярких племен Африки. Теперь масаи – бренд, который хорошо продается на рынке туристических услуг. Масаи нанимаются охранниками в дорогие отели и стоят с копьями на страже покоя постояльцев. Устраивают костюмированные танцы для туристов, и масайское копье уже не оружие, а выполняет ту же символическую функцию, что и посох деда Мороза.
И только в самых отдаленных уголках южной Кении и северо-западной Танзании живут еще те самые настоящие легендарные масаи, живут бедно и уединенно, бережно храня традиции и память о некогда одном из самых могущественных племен Восточной Африки.
Дарья Дмитриева
РУБРИКИ
- Растительная жизнь
- Животное существование
- Морская вакханалия
- Тропические фрукты
- Люди и звери
- Птичий переполох
- Этнографическая мозаика
- Места и местечки
- Секс в тропиках
- Тропические страшилки
- Тропические новости
- Экотопы и экология
- Фестиваль папуасов
- Людоеды
- Библиотека
- Биологическая википедия
- Растения убийцы
Октябрь 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Ноя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Метки
Амазонская сельва Бабуин Балием Буйволы Вараны Ганунг Палунг Гекконы Гиббон Дар-эс-Салам Два океана Дуриан Занзибар Имбирь История Таиланда Кения Килиманджаро Крабы Лемуры Мадагаскар Макаки Мальгаши Маньяра Масаи Мара Нгоронгоро Непентесы Папуа Папуасы Пробоскисы Стоун-Таун Танзания Трекинг тур Тур в Венесуэлу Тур в Малайзию Тур в Папуа Тур в Сингапур Тур в Таиланд Тур в Танзанию Тур в Эквадор Тур на Борнео Фикус душитель Хамелеоны клитория термитники хадзабе хадзы